Рано или поздно с необходимостью замены волоса в смычке сталкивается каждый струнник. Нужно ли часто менять волос в смычке? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Качество работы по замене волоса и качество самого волоса бывают очень разными. Так же на изношенность волоса влияют интенсивность эксплуатации и индивидуальная манера игры исполнителя.
Немного истории.
Смычок — приспособление для извлечения звука из струнных смычковых инструментов. Смычок равноправный участник инструментальной пары — скрипка, альт, виолончель, контрабас. Появился смычок как и скрипка в весьма несовершенном виде. Совершенствовался смычок на протяжении десяти веков с VIII по XVIII вв.
Каждому смычковому инструменту предполагается свой тип смычка: скрипичный, альтовый, виолончельный, контрабасовый. Контрабасовые смычки бывают с высокой (немецкой) и низкой (французской) колодкой. Для каждого размера инструмента предусмотрен свой размер смычка, для скрипки ¾ соответствует смычок ¾.
Смычок состоит из:
- Трости (древка) для изготовления которой используется фернамбук или бразильское дерево, змеиное дерево, красное дерево, карбон. В советское время на «мебельных» фабриках изготавливали смычки из березы.
- Навивки (обмотки) проволоки (канители) на трость смычка. Необходима для удобства держания смычка в руке. Выполняется из серебренной либо посеребренной проволоки.
- Колодки обычно выполняются из твердых пород дерева с вставками из перламутра. Используется в основном черное дерево. Встречаются так же из змеиного дерева, как правило на барочных смычках. Реже из красного дерева. На советских предприятиях изготавливали пластиковые.
- Гайки и винта. С внутренней стороны в колодку вкручена бронзовая гайка с резьбой. В которую через отверстие в задней части смычка вкручивается шестигранный винт с бочонком. Вкручивая и выкручивая винт натягивается и расслабляется волос на смычке.
- Волоса из конского хвоста — бывают разных цветов. В основном белый (для эстетики), черный, рыжий. В настоящее время «умельцы из Азии» могут покрасить волос в любой цвет. Так же существует искусственный волос.
Какой волос лучше?
Бытует мнение что монгольский волос самый хороший. Я не согласен с этим. Самое главное — волос должен быть эластичным и цепким. Не страна важна и не порода, — главное питание лошади. Лучше если волос будет с жеребца (мерина) не кобылы т. к. он толще. Чем толще волос — тем лучше! Такой волос не рвется и разыгрывается за два дня. Хотя…
Замена волоса.
Основная причина для замены волоса в смычке это его изношенность. Даже если волос хорошо вставлен, и еще почти полная лента — не может быть поводом для замены волоса раз в несколько лет. Конский волос имеет большие чешуйки, между которыми и задерживается канифоль. Естественно старый стертый волос содержит меньше чешуек, соответственно не держит канифоль.
Не полная лента это явный фактор указывающий на замену волоса в смычке. Даже от незначительно вырванного количества волосков игровой зоны трость может «повести» в сторону. Ремонт искривления трости процедура дорогостоящая и рискованная.
Так же показанием к срочной замене волоса может быть стянувшийся волос. Такое может случиться если смычком долго не играли и при излишней сухости воздуха. Это можно заметить при полностью расслабленном натяжном винте. Обычно волос высыхает при включении отопления в зимнее время. Растянутый волос так же требует срочного вмешательства, его можно укоротить. Волос растягивается по многим причинам, основная повышенная влажность.
По поводу замены волоса в смычке можно вывести важные замечания, особенно для начинающих исполнителей:
- Сэкономить на вставке нового волоса — привести смычок в неработоспособное состояние. Потеря волоса — искривление трости, в итоге придется сосредотачиваться над контролем за смычком, а не исполнять музыкальное произведение.
- Множество музыкантов ошибочно считают «Чем больше волоса, тем лучше!». Большим количеством волоса колебания струны попросту гасятся. Это провоцирует исполнителя к излишнему давлению на струну, что приводит к еще большему подавлению звука
Вывод:
Замену волоса в смычке следует производить хотя бы два раза в год. На зимний и летний периоды соответственно. При графике работы (занятий) более 6 — 8 часов в день менять волос не менее четырех раз в год!
P.S.
Много хороших смычков выходит из строя из-за отсутствия обмотки (навивки). Очень часто обмотка разбивается и многие музыканты попросту убирают её. Если долго играть смычком без обмотки — на том месте где большой палец держит трость образуется впадина. Трость в этом месте слабеет и даже может сломаться.
Спасибо за очень ценную информацию.
Рад стараться!)))
Евгений, спасибо за замену волоса в моем смычке для скрипки, его ремонт и рекомендации. Все получилось преотлично! Скрипка звучит теперь намного «взрослее». Вдохновения для игры прибавилось. Буду обращаться еще. Спасибо.