Выбор смычка намного сложнее и деликатнее, чем выбор инструмента. Если сравнивать то выбор смычка можно сравнить с выбором кисти для художника. Либо с выбором стамески для резчика по дереву. То есть с самым важным инструментом в претворении замысла художника — исполнителя. Неудачно изготовленным смычком будет сложно играть на самой прекрасной скрипке. Все скрипачи очень требовательны к выбору смычка.
Настоящий смычок делается только из фернамбука. Как же узнать что Вам предлагают именно фернамбук? Самый простой и надежный способ это внешний вид. Трости для смычка изготавливают из разных пород дерева. По внешнему виду фернамбук очень сильно отличается мелкой характерной сеткой, которая складывается из слоев древесины. Смычки из дешевых пород дерева маскируют — закрашивая темным лаком.
Вот что можно посоветовать при выборе смычка проверяя его качество:
- Сначала просто осмотрите смычок. Проверьте качество дерева. Убедитесь, что он сделан из фернамбука. Убедитесь, что он не сломан, что в нем нет трещин. Что под намоткой тоже нет трещин. Что он не составлен из двух половинок (такое случается). Если смычок дорогой, то не страшно попросить снять обмотку и самому проверить целостность. И попросите того, кто продает, подтвердить его состояние. Убедитесь, что на трости нет темных пятен. Если есть — значит, смычок гнули и перекалили трость. Обычно в этом месте он не держит звук. Натяните волос и посмотрите вдоль трости. Важно, чтобы трость была прямая.
- Узнайте вес смычка. Вес смычка для скрипки колеблется от 55 г до 65 г. В наше время лучшими считаются смычки весом от 59 до 62 г Оптимальный вес альтового смычка 68-74 г. Виолончельного — 78-88 г. Контрабасового — 130-170 г.
- Проверьте баланс — определите, положив смычок на палец, центр тяжести. Если колодку выдвинуть до конца в сторону головки смычка, то расстояние от начала колодки до центра должно быть от 17 до 19 мм. Смещенный центр тяжести будет означать непропорционально легкую колодку и тяжелую головку или наоборот. И первое, и второе плохо.
- Отзывчивость. Проведите смычком по струне. Если на всем протяжении смычок не дергается, не вибрирует — это хороший признак. Хороший смычок должен сидеть на струне как влитой. При сравнении нескольких смычков — слушайте звук. Вы будете поражены разницей в звучании одного и того же инструмента разными смычками.
- Штрихи. Хороший смычок помогает играть штрихами, приносит ощущение, что все стало легче, свободнее. Что Вы стали просто лучше играть.
К вопросу о немецких смычках: если бы вы смогли увидеть, где рождаются немецкие смычки, то вы освободились бы от своих заблуждений. Смычки стоимостью менее 1000 евро физически не могут быть сделаны в Германии с ее стоимостью жизни. Просто немцы пытаются более тщательно выбирать из китайских смычков, ставят свои штампы и продают. Немецкая музыкальная промышленность уже практически умерла из-за экспансии Китая и Индии. Остаются только высококлассные немецкие мастера, но их смычки вообще в другой ценовой категории. А все смычки с немецкими штампами, что вы можете купить в России, произведены в Китае, Корее либо Индии. Их привезли из Германии. Но где они были сделаны — это совсем другое дело. Проблема не в том, кто их сделал. Просто кончается высококлассная древесина для изготовления смычков.
Теперь, вооруженные новыми знаниями, Вы знаете как выбрать настоящий смычок.
Добрый день, а что со смычками изготовленными в советское время?. У меня смычок года этак 1973го, купленный в Казани, где я учился музшколе. Место производства мне не известно. Тогда были смычки в России из фернамбука или другого дерева? Как такой смычок по качеству- нормально или даже дешевый китайский сейчас лучше? А еще пришлите пжл в почту стоимость замены волоса у Вас.
Сергей, Добрый день. Обычно смычки, «в советское время», ввозили вагонами с восточно-европейских мануфактур. Это очень даже неплохие смычки! Материал фернамбук — светлый и темный. Еще были смычки Московской мебельной фабрики…. материал — обычно берёза, ну и качество соответственно.