Антонио Страдивари и его секрет

Скрипки Антонио Страдивари! Они по сей день поражают уникальными акустическими качествами. Прошло два с половиной века, но инструменты Страдивари остаются непревзойденными.

Печать-Страдивари

Многие скрипки великого Страдивари (а сохранилось их более 600) имеют историю в ряде случаев парадоксальную и даже трагическую. Известно, например, о скрипках, найденных на чердаках старых домов или купленных почти за бесценок, или наоборот, приобретенных за баснословно высокую цену коллекционерами, в том числе и такими, которые не позволяют ни одному музыканту дотронуться до своего приобретения.

Так, знаменитая скрипка «Мессия», сделанная Страдивари в 1716 г., перебывала у шести коллекционеров, и никогда руки настоящих скрипачей к ней не прикасались. В настоящее время она находится в музее Оксфордского университета. Одна из скрипок Страдивари погибла в 1908 г. во время пожара лондонского театра «Ковент-Гарден», другая — в Атлантике при гибели лайнера «Титаник» в 1912 г., еще две — при авиационных катастрофах в 1938 и 1953 гг.

Кто же был он, этот великий скрипичный мастер?

Антонио Страдивари родился в Кремоне и происходил из древнейшей сенаторской фамилии, упоминаемой еще в документах XII в. Год его рождения долгое время не был точно известен, и лишь позднее, уже в XIX в, при описи инструментов, принадлежащих некоему знатному меломану, внутри одной из скрипок была обнаружена этикетка автора, свидетельствующая, что данный инструмент сделан им в 1736 г. в возрасте 92 лет. Следовательно, Страдивари родился в 1644 г. По свидетельствам мемуаристов, он был худ и высок ростом. Долгие годы, начиная с 22 лет, Антонио Страдивари работал у Николо Амати и делал скрипки по образцу своего учителя, ставя на них его имя.

Только с 1670 г. он начал ставить на этикетках свою подпись. Он все больше отходит от принципов построения инструментов по образцам Амати. Начинается расцвет таланта мастера. Каждый из инструментов, датированных 1700-1720 гг., являет собой образец великого искусства. Инструменты этого «золотого периода» —так называют его историки искусства — отличаются не слишком высокими сводами дек, красивым рисунком дерева, лаком красного или желто-золотистых тонов. Звук скрипок сильный с мягким серебристым тембром.

Инструменты, вышедшие из рук мастера позднее, также имели огромные достоинства, но работа была уже не столь безупречна: своды дек округленный, звук менее ясный, лак темнее. Опытный глаз может различить, что над ними работали менее искусные руки. Сам Страдивари якобы говорил о некоторых своих инструментах, что они сделаны только под его руководством. Специалисты различают работу его выдающихся учеников — Карла Бергонци и сыновей Омобоно и Франческо.

Но с годами слава Страдивари росла, заказов становилось все больше, гонорары увеличивались. Пришли почет и богатство. «Богат, как Страдивари», — говорили кремонцы. Архиепископ Беневан, один из могущественных князей церкви, впоследствии папа Бенедикт XIII, заказавший Страдивари две скрипки и виолончель, еще больше укрепил положение мастера, выдав ему 25 июня 1686 г. документ такого содержания: «Принимая во внимание большую преданность, которую к нам проявил Антонио Страдивари, и когда предоставился случай, мы решили ему за это оказать нашу благосклонность и, желая считать его нашим близким другом, для того чтобы он мог пользоваться привилегиями, преимуществами и освобождением от налогов, которыми пользуются все те, которые нам служат, мы призываем свидетельствовать ему ту же самую милость, покровительство, уважение и честь. С нашей стороны мы обещаем ему принести нашу величайшую благодарность. В доказательство всего того, что было сказано выше, мы подписали нашей рукой и закрепили своей печатью».

Страдивари часто делал инструменты для весьма именитых особ. Сохранился автограф Страдивари со следующим текстом:

«Ваше преосвященство, глубокоуважаемый, весьма прославленный Синьор! Я Вас прошу извинить меня за опоздание со скрипкой по причине необходимости заделки и лакировки больших переломов и трещин, дабы в скрипке эти трещины вновь не открылись. Во всяком случае Вы получите инструмент прекрасно отремонтированный и восстановленный, в своем футляре. Я очень сожалею, что не могу сделать для Вас большего. За мою работу, Ваша милость, Вы мне должны передать один Филипп. Работа стоит гораздо дороже, но удовольствие служить Вам меня так удовлетворяет, что я надеюсь, что Вы мне это поручите. Я целую Ваши руки, Ваша милость весьма знаменита и преподобна.
Бесконечно преданный слуга Ан. Страдивари»


Мастер безвыездно жил в Кремоне в доме № 3. Теперь этого дома нет. На его месте стоит другой дом, на стене которого— мемориальная доска с надписью: «Здесь стоял дом Антонио Страдивари, вознесшего скрипку на самую высокую ступень совершенства, мастера, не знавшего соперников в своем искусстве, давшего Кремоне нетленное имя».

Судя по многочисленным свидетельствам, работоспособность Страдивари была поразительной. Никто из его современников никогда не видел его иначе, как в рабочем костюме. Сутками не выходил он из мастерской, продолжая работать до последних дней. Он умер в 1737 г в возрасте 93 лет.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о