Музыка является частью жизни каждого человека. Колыбельные поют всем детям, у каждого народа есть своя национальна музыка. Музыкальность, по-видимому, составляет часть человеческой природы. Что касается значения музыки для ребенка, то это не просто звуки, которые слышит ухо. В 1990-х годах ученые сделали поразительное открытие: дошкольники, обучавшиеся игре на фортепьяно или пению, проявляли большие способности в умении проходить по лабиринту, рисовать геометрические фигуры, копировать узоры.
Эти дети обладали лучшими способностями к математике и логическому мышлению, чем те, которые не посещали уроки музыки. Почему это происходит? Мы знаем, что музыка обрабатывается в основном правым полушарием мозга, которое отвечает и за пространственное, математическое и логическое мышление. В начале жизни ребенка музыка может тренировать правое полушарие мозга, которое позже будет лучше функционировать. Это еще один пример влияния ранних ощущений в детстве на рост и развитие мозга.
Понятно, что на практике эти результаты применяются в виде забавы: дети слышат музыку с первых месяцев жизни. В младенчестве это могут быть колыбельные в исполнении родителей или проигрывание аудиозаписей. Подарите ребенку игрушечное пианино или ксилофон, на которых он может играть. Проследите, чтобы приходящая няня или воспитатели в детском саду больше внимания уделяли пению и танцам.
Когда ребенок пойдет в школу, вы можете решить вопрос о занятиях музыкой при школе или в частном порядке. Всегда стоит попробовать, но запомните, что музыкальные способности — это талант, и некоторые дети наделены им в большей степени, чем другие. Поощряйте ребенка играть на любом инструменте по его выбору. Но, если инструмент ему не понравится или он не хочет заниматься, я бы не слишком настаивал. Не превращай уроки музыки в поле битвы, лучше попробуйте танцы или пение.
Примером того, как маленькие дети могут научиться получать удовольствие от занятий музыкой в раннем возрасте, являются уроки игры на скрипке по методу Сузуки, во время которых дети учатся в группе. Атмосфера занятий в группе поддерживает в них энтузиазм и воодушевление, в то время как индивидуальные занятия требуют внутренней решимости справиться с трудной задачей, а этого маленьким детям недостает.
Наилучший способ научить детей ценить музыку — сделать ее частью вашей жизни. Ходите вместе на концерты. Включайте радио в автомашине. Танцуйте дома, когда бывает подходящее настроений Умение ценить музыку — это дар, который вы можете преподнести ребенку и который останется с ним в течение жизни. Следует прививать любовь к чтению. Мир развивается с головокружительной быстротой.
Телевидение гипнотизирует детей! Образы возникают, чтобы смениться другими образами. Наши развлечения носят в основном пассивный характер: мы сидим и смотрим, как они мелькают перед глазами на экране телевизора или компьютера, платим ли мы чем-то за эту бессмысленную пассивность? Я думаю, что да.
Результаты исследований показали в свое время, что, когда в одном канадском городе появилось телевидение, резко снизился уровень и объем детского чтения. В отличие от большинства развлечений, чтение — это вид деятельности, требующий активного участия. Мы должны читать — осмысливать слова и следить за повествованием. Кроме того, чтение требует воображения, нужно заполнять пробелы в рассказе, придумывать внешность злодея, ставить себя на место героини.
Именно такое активное участие теряется в наших средствах массовой информации. Наши дети подвергаются риску приобрести потребность в постоянной стимуляции органов чувств. Препятствует ли это развитию активной внутренней жизни? Прививать любовь к чтению нужно и по другим причинам.
Умение читать является предпосылкой успехов в школе. В конце концов, даже компьютерные гении должны вначале прочесть учебники. Исследования показали, что заядлые читатели являются лучшими студентами. Книги как средство и помощь детям в преодолении проблем (библиотерапия) более эффективны, чем видеофильмы, потому что требуют участия самого ребенка. Короче говоря, чтение — один из немногих приятных, увлекательных и развивающих видов деятельности. Я предлагаю вам вырабатывать в детях любовь к чтению и печатному слову с самого начала их жизни. С четырех—шести месяцев вы можете читать ребенку вслух. Возьмите толстые, отпечатанные на картоне книжки с яркими картинками.
Разумеется, в этом возрасте он не заинтересуется ни картинками, ни сказкой. Вы закладываете основы любви к чтению, когда ребенок привыкает сидеть у вас на коленях, прижавшись к вам и рассматривая книжку с картинками. С возрастом, скажем, от девяти месяцев до года, содержание книжки начинает приобретать смысл.
Чтение и рассматривание книг — замечательный способ содействия языковому развитию ребенка. Яркие цветные картинки помогают детям запоминать новые слова, при этом они начинают понимать, что картинки являются изображение реальных предметов. Описывайте картинки с большим воодушевлением и выражением!
Когда вашему ребенку будет около полутора лет, сказки и истории обретут для него особое значение. Он увидит разницу между слоями и картинками и начнет интересоваться, что обозначают все эти буквы. Пока ребенок еще не читает, он учится смотреть картинки в игах и наслаждаться впечатлениями, что является предпосылкой для успешного обучения чтению. Я рекомендовал бы читать ребенку как можно чаще, не менее одного-двух раз в день.
Кроме того, чтение на ночь сказок, а для детей старшего возраста — глав из толстой книги способствует теплым отношениям и развитию воображения. Когда ребенок станет старше, вы можете поощрять чтение хороших детских журналов и книг. Важно, чтобы ребенок стал заядлым читателем. Разумеется, вам следует поощрять чтение хороших книг и прекрасной детской литературы, но также важно, чтобы ребенок читал то, что ему нравится. Детям нравится подписываться на журналы и получать почту на свое имя.
Семейный час для чтения — еще один способ привить любовь к чтению. В такие часы дети наблюдают углубленное чтение взрослых и узнают, что чтение является одной из основных семейных ценностей. Попросите друзей дарить ребенку книги на дни рождения. Держите книги и журналы повсюду в доме. Я беспокоюсь, чтобы чтение не было вытеснено электронными средствами информации и превращено в старомодную привычку.
Дар чтения является даром воображения, доступом к новым мирам и успеху в школе. Сделайте так, чтобы ваш ребенок оценил и полюбил этот дар.