Развитие внутреннего слуха

Сегодня я хотел бы затронуть очень и очень важную вещь в жизни гитариста – это аспект развития своего внутреннего слуха. Именно с его помощью мы можем разобрать на слух и сыграть на гитаре услышанную мелодию или песню. Конечно же “услышать” мы можем и несуществующую мелодию, которая крутится у нас в голове. А для того, чтобы воплотить эту идею на гитаре нам потребуется хорошо развитая связь между мозгом и грифом гитары (пальцами, которые играют и т. п.).

Развитие внутреннего слуха

Давайте же разберемся, как можно развить этот удивительный инструмент. В этом нам поможет наш голос, который очень тесно связан с нашим мозгом. Точно так же, как речь является продолжением наших мыслей, так и игра на инструменте может стать нашим выразительным средством. Для того, чтобы научиться говорить на гитаре, нужно обучить свой мозг алфавиту, т. е. нотам. Затем научить мозг говорить фразы и предложения, состоящих из нот алфавита – петь мелодии и их части. Не забывайте также читать (слушать) разнообразную музыку и пытаться ее спеть. Это может быть музыка совершенно на разных инструментах, не обязательно гитара. Вслед за тем, как пропели ее пытайтесь сыграть на гитаре. Можно этим заниматься и без гитары (что-тоже очень полезно), представляя визуально, в воображении, как бы это исполнялось.

Для начала изучения алфавита возьмем гамму До мажор в форме Ef и споем ее в двух октавах, называя имена нот. В местах, где трудно вытянуть высокие ноты вы можете переходить на фальцет или просто петь на октаву ниже.

После того, как в сознании гамма укрепиться попробуйте сначала петь, а потом извлекать нужную ноту на гитаре. Таким образом вы себя проверите и подметите, где промахиваетесь с расстояниями между нотами. Далее важно будет изучить тяготения внутри гаммы и проработать множество вариантов взаимосвязи нот: играйте разные секвенции секундами, противоходы по три, четыре и т. д. нот, терции, кварты, квинты, сексты, септимы, октавы.

связь между мозгом и грифом

Включите свою фантазию. Здесь в качестве примера приведу секвенцию с выдержанной тоникой (нота До). Не поленитесь и транспонируйте эти упражнения и играйте во всех 12 тональностях. Это очень важно. Но еще важнее не останавливаться на мажорной гамме, а прорабатывать секвенции принимая за тонику каждую ноту по очереди. Так вы освоите внутренние ощущения для семи диатонических ладов. Следующим шагом в сторону развития внутреннего слуха – это разбор музыкальных произведений, как на слух, так и смотря в ноты/табы. Возьмите себе в качестве привычки пропевать каждое новое произведение, когда его разучиваете. Все эти труды обязательно окупятся сторицей, ведь в итоге вы сможете сыграть любую музыку, которую услышали, будь то в вашей голове или на аудиозаписи. Теперь вы сможете формировать свою музыкальную мысль отчетливо и ясно. Больше не будет случаев, когда вы начав играть мелодию, уходили в сторону от мысли, идея терялась и в результате не вы играли на гитаре, а она вела вас (точнее вели ваша заученность аппликатур, привычные позиции на грифе). Главное в этом деле не спешить и все делать осознанно, удачи.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о