Антонио Страдивари и его секрет

Инструменты и лекала Страдивари хранятся в музее Кремоны. Но методика создания скрипок остается до сих пор загадкой. Никто не знает, как обрабатывал дерево Страдивари, какой лак использовал. Это становится особенно удивительным, если учесть, что в распоряжении современных ученых имеется такая прецизионная техника, как микрорентгеноспектральный анализ, ОЖ- спектрография, ЭВМ и др.

Скрипка2-Страдивари

Акустическое общество струнных инструментов в Моиклере (Нью Джерси) провело детальное расследование с помощью голографической техники. Сейчас проводятся исследования с помощью математического моделирования, в которых используются компьютеры.

В чем же секрет поразительных звуковых качеств инструментов Страдивари? Этот вопрос более двух столетий будоражит умы многих скрипичных мастеров, физиков, акустиков, химиков, биологов и даже психологов.

На первый взгляд кажется странным, что остается загадкой элементарно простая конструкция скрипки, которую вроде бы можно легко скопировать с лучшего образца Страдивари, повторив ее во всех деталях, воспроизведя не только ее геометрию, но и толщины сводов дек и настроив их в тот же тон. Почему же не удалось у новых скрипок достичь звуковых качеств, близких к тем, почти легендарным?

Исследование акустических законов звучания итальянских скрипок было начато в 1756 г. итальянцем Багатедло, который после 30-летних изысканий опубликовал труд по принципу правильного вычерчивания контуров скрипки. Он установил, что нижняя дека для качества звука имеет большее значение, чем верхняя. В дальнейшем систематические исследования были выполнены известным французским акустиком Феликсом Саваром. Он пришел к выводу, что верхние деки инструментов Страдивари и Гварнери звучат на тон выше нижних (деки же скрипок второстепенных мастеров имели интервалы в 3 тона и выше), что скрипка должна иметь трапециевидную форму и одинаковую толщину дек (последнее, как известно, не получило практической реализации).

Мне так часто доводилось читать о разгадке «секрета» Страдивари, и в частности его лака, что невольно относишься к очередной сенсации настороженно. Однако имеется ряд сообщений, которые заслуживают, чтобы кратко рассказать о них.

Профессор Ланге опубликовал в журнале «Цайтшрифт фюр Инструментенбау» в 1929 г. статью «Правила построения скрипок по Страдивари». Ланге, не будучи специалистом скрипичного мастерства, пишет, что в 1900 г., занимаясь в Британском музее, ему попалась в руки связка брошюр различного содержания. В конце одной из них был вклеен листок, написанный по-итальянски, датированный 1725 г. и подписанный Страдивари с указанием города Кремоны. Ланге перевел текст и передал его известному мастеру Фридолину Гамме.

Последний сделал по указаниям манускрипта несколько инструментов и получил прекрасные результаты. Ланге приводит выдержки из манускрипта, сообщая о выборе дерева, способе изготовления отдельных частей скрипки и очень кратко о лаке, которому в рукописи, но словам Ланге, не придается особого значения. В дальнейшем Ланге вновь пытался отыскать в Британском музее связку брошюр, но манускрипта он там не нашел. Можно только сожалеть, что стремление к засекречиванию даже чужих секретов помешало Ланге сообщить для всеобщего сведения содержание найденного им манускрипта.

В 20-х годах нашего столетия в газете “Нойе Рур-цайтунг сообщалось, что бывший профессиональный музыкант Баарспул, проживающий в рурском городе Виттене, открыл рецепт лака Страдивари. Компонентами лака являются, по его мнению, ализарин, оксиды металлов/ смолы (канифоль, прополис), эфирное масло. Лак наносится в 20 слоев и тщательно—слой за слоем — высушивается.

В 1957 г. газета «Националь цайтунг» сообщила, что, исследуя старые итальянские инструменты, ученый Дитмар пришел к выводу, что звук инструментов полностью зависит от лака. Дитмар утверждал, что в лаке, употребляемом Страдивари, содержались каучукообразные вещества. Может быть, великие итальянские мастера покрывали свои скрипки соком какого-то вещества из семейства молочайных, содержащих много каучука?

Некоторые чехословацкие исследователи утверждают, что дерево для скрипок итальянские мастера подвергали длительному воздействию богатых известью альпийских вод, выщелачивающих древесину. Для нижней деки якобы использовались весла затонувших древних галер.

5 1 голос
Рейтинг статьи

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии