Антонио Страдивари и его секрет

Профессор Техасского университета Джозеф Нэдживари, исследуя под электронным микроскопом скрипки знаменитых итальянских мастеров установил, что поры дерева дек открыты, тогда как у срубленного дерева поры сразу замыкаются, Он пришел к выводу, что в порах находится большое количество различных солей, а в лаке — от 20 до 22 различных минералов. Открытые поры, по мнению исследователя, позволяют дереву «дышать», что увеличивает вибрацию корпуса, Надживари создал и запатентовал эликсир — химическое вещество, способное восстанавливать и консервировать поры. Скрипки, обработанные таким способом, получили высокую оценку музыкантов.

Скрипка-Страдивари

По его мнеию, Страдивари применял смешанный лак, используя хитин, добываемый из крыльев насекомых в соединении с льняным маслом. Другой американский ученый — профессор Кипура — считает, что коричнево-красный цвет скрипок объясняется особой технологией обработки дерева. По его мнению Страдивари выдерживал сырое дерево в пуццолановом растворе (пуццоланы — силикатные материалы вулканического происхождения, содержащие оксид железа). Однако откуда Страдивари были известны свойства пуццолана? Ученый рассуждает так. Пуццолан применялся при строительстве дорог. А фамилия Страдивари, вероятно, образована от слова «страда», т. е дорога. Может быть, предки Страдивари имели какое-то отношение к пуццолану, и, экспериментируя, Антонио убедился, что пропитка дерева пуццоланом приводит к замечательному звуковому эффекту?!

Любопытно, что совсем недавно эта точка зрения была в какой-то мере подтверждена группой ученых под руководством Питера Эдварса из Кембриджа, которые, исследуя осколки виолончели А. Страдивари работы 1711 г., установили с помощью электронного микроскопа и рентгеновского анализа наличие под слоем оранжево-красного лака слоя грунта толщиной ОД мм из мелких частиц шаровидной и неправильной формы, имеющих минеральное происхождение. В них — алюминий, кремний, фосфор, калий, титан, марганец, сера и железо. Все это содержится в горной породе вулканического происхождения из предместьев Кремоны. Питер Эдварс предполагает, что Страдивари наносил грунт в порошкообразном виде в смеси с водой и белковыми соединениями.

Известный американский скрипичный мастер Симон Ф. Сакони, который отреставрировал 350 скрипок Страдивари, в своей книге «Секреты Страдивари» пишет, что великий мастер применял приемы золотого сечения при построении формы скрипки. Это свидетельствует о том, что операции построения были подчинены математическому расчету, т. е. Страдивари знал математическую культуру эпохи Возрождения. Сакони считает, что гениальность Страдивари проявилась в том, что он нашел способ вызывать отверждение (окостенение) дерева, что заставляло дерево петь. Окостенение дерева достигается с помощью силиката кальция или калия и карбоната калия, вводимых в ткань дерева. Но, несмотря на скрупулезность копирования, воссоздать скрипку Страдивари не удалось и Сакони.

Несомненный интерес представляет попытка объективного анализа акустических характеристик скрипок итальянских мастеров и скрипок, изготовленных более поздними мастерами. Такое сравнение с помощью гармонического осциллографа было произведено профессором Гарвардского университета Ф.А. Саудерсом. Сравнивались скрипки Страдивари (1731 г), Гварнери дельДжезу (1742 г ), принадлежавшие знаменитому скрипачу Я. Хейфецу, скрипка Страдивари (1719 г), принадлежавшая великому скрипачу П, Сарасате (так называемый «испанский Страдивари»), скрипка «Лебедь» (1737 г., последняя работа мастера) и современные скрипки — американского мастера Гоулд она (1889 г.) и немецкого мастера Коха (1930 г.), Расшифровка осциллограмм, на которых регистрировались акустические колебания, показала, что звуковые колебания скрипок Страдивари в основном идентичны в пределах всей музыкальной шкалы, с некоторым отличием у скрипки «Лебедь».

Интересно отметить, что характер звуковых колебаний у скрипки Гварнери деяь Джезу весьма близок характеру колебаний скрипок Страдивари, что позволяет сделать заключение о единой методике, применявшейся обоими мастерами при изготовлении инструментов. Характер звуковых колебаний итальянских скрипок отличается большей равномерностью по распределению частот на протяжении большей части диапазона по сравнению с колебаниями для скрипок Гоулде на и Коха.

Таким образом, до настоящего времени, попытки раскрыть секрет Страдивари не увенчались успехом. Полагаю, что если бы дело было в каком-то одном или даже в сумме технических или технологических приемов, мастер передал бы их лучшим ученикам и конечно своим сыновьям Омобоно и Франческо. Однако их прекрасным скрипкам, созданным под руководством отца, далеко до инструментов самого маэстро Антонио.

Великий непревзойденный мастер Антонио Страдивари был, видимо, гением интуиции, а этот «навык» передать и освоить вряд ли возможно. И еще: он был сыном своего времени. С тех пор прошли века. Многое из того, что окружало человека в начале XVIII столетия, ушло безвозвратно. Изменилась природа, не стало тех материалов, которыми мог пользоваться мастер, и «воссоздать» их, видимо, нельзя.

Приведу такой пример, подтверждающий сказанное. В 1967 г., будучи в Италии, в Помпее, я обратил внимание на пурпурные краски фресок, прекрасно сохранившихся на стенах древнею дворца. Цвет этих красок напомнил мне цвет лака скрипок Страдивари. Я спросил у гида о природе этих красок. Он сказал мне, что в древности эту краску приготовляли из раковин улиток, обитавших в Средиземном море; в настоящее время этих улиток уже нет, они вымерли. Может быть, Страдивари в свое время еще мог пользоваться такой краской при изготовлении своего лака?

Вот вам еще одна соблазнительная попытка разгадать «секрет» Страдивари, ускользающий от нас тем безнадежней, чем больше расширяется пропасть между нашим временем и эпохой великого мастера.

Г.Н. ДУБИНИН

5 1 голос
Рейтинг статьи

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии