Музыкальные илоты

Одиннадцать лет отдал я службе в оркестре Большого театра. Труден доступ в этот так называемый храм музыки и искусства. Необходимость долголетней подготовки, тяжелые условия конкурса и отсутствие вакансий ставят ряд преград на пути в этот храм. Но вот счастье улыбнулось молодому музыканту, он преодолел все препятствия, и он – артист императорских театров, он достиг осуществления своих надежд, он попал в ряд избранных. Перед ним светлые перспективы, возможность развиваться и работать на пользу любимого дела.

Да, он не ошибается в надежде: он может работать, но работать как вол, как раб, как илот. В несколько лет человек перерождается: гаснут надежды, изматывающая, изнуряющая работа изо дня в день подрывает силы. Он играет шесть раз в неделю, и семь раз репетирует, у него нет праздников. У него совершенно нет досуга.

Теперь для всех стало азбучной истиной, что даже в области грубого физического труда отсутствие досуга, отсутствие возможности жить для себя отражается самым гибельным образом на интенсивности, продуктивности работы. Восьмичасовой рабочий день, обязательный праздничный отдых – вот девиз тружеников в области фабрично-заводской промышленности, в области, где энергия мускулов, где сила имеет преимущественное значение.

А в области, где затрачивается энергия духовных сил, где нужна громадная подготовка, колоссальное внимание и страшное напряжение, – там можно работать без отдыха, без досуга.

Ежедневные спектакли, репетиции, работа на дому для развития техники, необходимость, ввиду скудного содержания работать на стороне – вот те блага, которые получают избранники. Прибавьте к этому грубое обращение некоторых дирижеров и вообще «начальства», штрафы и вычеты – и картина положения оркестровых музыкантов должна будет привлечь ваше внимание. Ваш храм оказывается адом. Но попадающего в ад предупреждает надпись на его вратах «Оставь надежду навсегда». А в наш храм полные сил молодые люди входят, окрыленные надеждой, входят для того, чтобы через много лет выйти разбитыми инвалидами с грошовой пенсией, без будущего и прошлого.

Мертвящий дух полицейского бюрократизма, проникший в ту область, где, казалось, ему не должно было быть вовсе места, – в область чистого искусства, обратил артистов в ремесленников, а интеллектуальную работу в подневольный труд рабов. Платя несколько десятков рублей в месяц, поглощая все рабочие часы, не оставляя места досугу, вправе ли вы требовать интуиции, экспрессии, внимания? (…..) Неужели надо ждать, пока эти интеллигентные труженики, эти артисты императорских театров вынуждены будут заявить просьбу об улучшении их участи, подобно рабочим. предъявляющим требования к работодателям?

С. Куссевицкий, 1905г., «Русское слово»

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о